Бизнес план магазина продуктов
Thursday, 05 September 2013 13:13

Продукты – это то, в чем люди будут нуждаться всегда, а потому грамотно организованная торговля продовольствием убыточной быть не может по определению. Составление бизнес-плана собственного продуктового магазина – прекрасный способ проанализировать все этапы начала такого вида предпринимательства и загодя просчитать большинство возможных рисков. А их в этом деле немало, потому что конкуренция достаточно высока.

Бизнес-план магазина продуктов начинаем с полевых исследований

Писать бизнес-план магазина продуктов следует начинать с анализа существующего рынка и детального описания всех имеющихся на нем конкурентов.

Потренироваться можно на изучении того микрорайона, в котором вы живете. От точки размещения подъезда вашего дома проведите воображаемую линию, равную примерно тысяче шагов, и как циркулем очертите этой линией круг площади, которую вы будете изучать на предмет нахождения либо отсутствия в нем магазинов, ларьков и рынков, торгующих продуктами.

Предположим, что за углом вашего дома расположен гастроном, который торгует продуктами еще с 60-х годов прошлого века. Изучите имеющиеся в нем отделы, ассортимент продукции и цены на нее. Глядите глазами покупателя и отмечайте все, что вам нравится и не нравится.

Наискосок от гастронома находится еще один магазинчик, торгующий круглосуточно, в том числе и пивом на розлив. Еще в 50 шагах ходу – булочная, и еще 11 мест для торговли овощами и фруктами, расположенных в радиусе 100 шагов. Рядом с перекрестком – современный супермаркет, напротив  – «пятачок» с продуктовыми палатками. В них мясо, рыба, бакалея, конфеты, хлеб, молоко…

Проведенное полевое исследование позволит вам посмотреть на торговлю продуктами совершенно другими глазами, увидеть свою нишу даже в самом перенаселенном магазинами районе, определить свои конкурентные преимущества при организации бизнеса и маркетинговые ходы, которыми вы привлечете к себе покупателей.

Кстати, такое изучение позволит вам определиться и с платежеспособностью постоянных покупателей и понять, на что они тратят деньги больше всего.

Теперь вы в состоянии самостоятельно написать стартовый раздел любого бизнес-плана, которым определяются цели и потенциальная успешность нового проекта, а также организационная форма ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью либо вообще совместное предприятие с участием иностранного капитала.

Успешная торговля – это всегда реализация неких стратегических замыслов с помощью осуществления поэтапных тактических шагов.

Что лучше для магазина: взять помещение в аренду или построить?

Теперь самое время начать составлять детальный план осуществления ваших грандиозных замыслов. Вы будете арендовать помещение под магазин площадью от 100 кв. м, покупать готовую торговую точку и развивать свой бизнес на наработанном месте, перепрофилировав под свои цели. Третий вариант – строить  отдельное помещение некапитального либо капитального характера.

И вот тут все упирается в деньги, которыми вы располагаете на стартовом этапе.  И вашими возможностями их добыть. Практика показывает, что иногда гораздо проще построить целую сеть супермаркетов по типовым проектам, привлекая в них арендаторов и субарендаторов торговых площадей, чем найти деньги и получить разрешение на легальное строительство сборного павильончика площадью в 200-300 кв. метров.

Аренда помещения под магазин только на первый взгляд кажется недорогим вариантом решения проблемы с местом расположения торговой точки. И только в том случае, если владелец недвижимости подписывает договор аренды на срок не менее пяти лет с возмещением всех ваших затрат на ремонт и улучшение качественного состояния арендованной недвижимости в случае досрочного расторжения договора, плюс неустойки и упущенная выгода. Иначе, как только ваш бизнес начнет процветать, на магазин легко может наложить лапу любой желающий, выкинув вас с любовно обжитого и оборудованного места.

Люди, без которых вы не сможете обойтись

Хитрых схем обвода вокруг пальца начинающих предпринимателей при заключении договоров аренды помещения множество, а потому поищите среди своих друзей и знакомых квалифицированного юриста, которому вы можете доверять, и пусть он изучит предлагаемые вам договоры аренды. Либо с самого начала заключите договор на юридическое обслуживание с надежной фирмой, специализирующейся на оказании правовых услуг. И пусть они проведут регистрацию под ключ вашей новой фирмы, и помогают разобраться со всеми хитросплетениями договорных отношений. Обойдется дешевле, чем всевозможные риски, связанные с вхождением в жесткий и жестокий мир розничной торговли.

Если вы не имеете опыта в торговле, то, описывая организационный раздел деятельности вашего продовольственного магазина в бизнес-плане, вы неизбежно столкнетесь с кучей нюансов, связанных с приобретением торгового оборудования, его установкой, подключением пожарной сигнализации, регистрацией и обслуживанием кассовых аппаратов, квалифицированной выкладкой товара, подбором необходимого персонала и т.д. и т.п.

Конечно, можно ускоренными темпами пройти курс молодого бойца, то есть обучения торговому менеджменту и маркетингу. Но лучше всего подыскать для магазина опытного директора. Собственно, искать самому вам его не потребуется. Достаточно обратиться в хорошее кадровое агентство, побеседовать там со специалистами и они сами вам подберут несколько подходящих кандидатур. То же касается подбора главного бухгалтера.

Это те люди, которые станут опорными фигурами для организации вашего современного, рентабельного и во всех смыслах хорошего продовольственного магазина.