Как организовать маркетинг на предприятии
Thursday, 27 June 2013 10:41


Инвестиционная привлекательность предприятия определяется не только уровнем качества его продукции, но и умением ее выгодно продать. А как показывает практика, зачастую на российских предприятиях служба маркетинга организована не эффективно, и не выполняет должным образом своих функций. Как организовать маркетинг на предприятии, если компания, например, находится в непростом финансовом положении? Есть способы, которые не связаны с большими затратами и относятся больше к административно-управленческой сфере. При грамотном подходе эти меры помогут существенно повысить результативность работы отдела маркетинга. Само собой, лучше всего провести комплексное исследование нужного сегмента рынка и проанализировать уровень конкурентности предприятия, и уже относительно полученных данных выстраивать маркетинговую стратегию. Но даже малыми средствами можно наладить эффективную работу отдела маркетинга.

Оценка функций отдела маркетинга

В первую очередь необходимо сделать оценку положения, которое занимает на предприятии директор по маркетингу. Если функции отдела маркетинга исполняют несколько людей, то обязательно надо среди них назначить старшего, тот, кто будет ответственным за работу отдела и за статус компании на рынке. В большинстве случаев, тот, кто отвечает за работу службы маркетинга, находится на второй ступени после генерального директора предприятия.

Очень важно проанализировать, кто и насколько эффективно выполняет на предприятии ряд таких функций: разработка стратегии, анализ рынка, продвижение продукции, сбыт потребителям и посредникам, логистические операции, управление платежами, решение юридических вопросов.

Необходимо четко очертить обязанности персонала, каждого наделить необходимыми полномочиями, разработать критерии оценки результативности их работы и уровень ответственности. Для лучшей мотивации персонала, необходимо назначить вознаграждение, которые будет зависеть от результатов работы предприятия на рынке.

Критерии анализа продукции предприятия

В функции службы маркетинга должен обязательно входить анализ продукции выпускаемой компанией. В первую очередь надо описать все продукты и услуги, которые предлагает компания. Описание должно включать название продукта, его достоинства, недостатки и конкурентные преимущества. После этого на следующем этапе надо определить целевые группы своих потребителей. Причем их надо сегментировать по потенциалу. Для каждой группы потребителей формулируются причины, по которым покупается продукция, и, наоборот, причины отказа от покупки. На следующем этапе разрабатываются способы продвижения товара по целевым группам и определяются наиболее оптимальные из них.

Обязательной составляющей работы службы маркетинга должна быть разработка ценовой политики предприятия. В этом сегменте необходимо сопоставить цены своей продукции и товара конкурентов, и проанализировать ценовую разницу. В процессе разработки ценовой стратегии, разрабатывается и система скидок. Обязательно надо проанализировать каждый продукт и его часть в компенсации затрат компании.

В результате анализа продукции, необходимо расставить приоритеты на наиболее экономически выгодных товарах, на тех, которые наиболее полно покрывают издержки предприятия, и только тех группах потребителей, которые обладают высоким покупательским потенциалом.

Специалистами компании должна быть определена точка безубыточности предприятия, то есть минимально допустимый уровень продаж в денежном эквиваленте. Индивидуальный план продаж разрабатывается под каждого работника. Также надо определить минимально допустимое количество сделок, которые должна заключить компания за отчетный период. Продуктивность работы отдела маркетинга и сбыта надо тщательно контролировать, чтобы точно знать, какое количество контрактов заключается, и какое количество покупателей приобретает товар, и какой товар пользуется повышенным спросом.

Система мотивации сотрудников должна быть такой, которая будет подталкивать их к достижению наиболее эффективного результата. Для определения оптимального количества людей для отдела маркетинга, необходимо проанализировать, чем занимаются работники на протяжении рабочего дня.

На следующем этапе разрабатывается план маркетинга, в котором должны быть такие составляющие: кому продавать и какие продукты, основные позиции ценовой политики, логистика, способы продвижения товара на рынке. Отдельно надо разработать план продаж и ряд других критериев, по которым будут оцениваться результаты работы службы маркетинга.

Обязательным для службы маркетинга должен быть регулярный план для отдела продаж, в котором будет расписание маркетинговых мероприятий, ориентированных на целевую аудиторию.

Таким образом, если предприятие находится в сложной финансовой ситуации и не знает, как организовать маркетинг на предприятии при небольших затратах, то можно воспользоваться рекомендациями, рассмотренными выше. Качественно налаженная работа маркетинговой службы поможет выйти предприятию на новый уровень и получить большую прибыль.