Инвестиции в производство паркета
Wednesday, 03 July 2013 16:04


Огромное количество привозной паркетной продукции не слишком высокого качества и по неоправданно высокой цене, открывают перспективы для инвесторов, желающих сделать инвестиции в производство паркета. Причем, надо отметить, что это направление одинаково перспективно, как для рынка России, так и Украины. Свидетельство в пользу перспективности данного бизнеса – это появление крупных отечественных производителей паркета и стремительно выросший спрос к этой продукции. Однако даже крупные заводы не способны полностью удовлетворить покупательский спрос, поэтому продукция оптимально соответствующая параметрам цена/качество будет всегда востребована на рынке строительных материалов.

Аргументом в пользу инвестиций в производство паркета служит также тот момент, что отечественные станкостроительные заводы уже имеют большой опыт выпуска и монтажа качественного оборудования для производства паркета, что значительно удешевляет организацию этого бизнеса, так как отпадает надобность покупать дорогие зарубежные станки. Как показывает практика, даже самые обычные государственные лесхозы, при дополнительных вложениях до 100 тысяч долларов, могут производить качественный паркет по доступным ценам.

Какой сегмент рынка выбрать?

Последние тенденции рынка строительных материалов показывают, что выгоднее всего делать вложения в производство штучного паркета. Штучный паркет – это разновидность материала для паркетного пола. Этот вид паркета состоит из планок цельного дерева толщиной до 2,2 см, шириной до 7,5 см и длиной до 5 см. Отличие штучного паркета от массивного паркета только лишь в размерах. Обычно такой паркет изготавливается из обычных пород дерева – клен, дуб, ясень. Есть также элитные сорта штучного паркета из экзотических пород деревьев – палисандр, мербау, железное дерево и т.д.

Штучный паркет – это наиболее выгодное направление паркетного производства на сегодняшний момент, так как это популярный вид напольного покрытия, не требующий особой рекламы, а вложения для открытия производственного цеха нужны умеренные.

Основной агрегат для производства паркетных планок – это паркетная линия. Новую паркетную линию российского или украинского производства можно купить за 20 тысяч долларов, иностранный агрегат будет стоить намного дороже – около 300 тысяч долларов. Обязательно для начала производства надо оборудовать столярный участок (тоже около 20 тысяч долларов), плюс ко всем расходам надо добавить монтаж оборудования, закупку древесины и прочего сырья, отладку производства и организационные расходы – все это выйдет в итоге еще около 50 тысяч долларов. Сократить затраты можно, если купить агрегаты б/у. Небольшой завод, полностью оснащенный для производства паркета, стоит около 500 тысяч долларов.

Себестоимость изготовленного паркета составляет 60% —- сырье, 20% —- заработная плата и 15% энергоносители. При грамотно организованном производственном процессе, рентабельность паркетного завода может достигать до 15% годовых.

Закупка сырья и сертификация продукции

Чаще всего паркет изготавливают из ясеня и дуба. Кубометр дубовой древесины стоит в среднем около 85 долларов. Можно найти и более дешевую древесину, но вряд ли она будет соответствовать стандартам качества. Клей для паркета сравнительно недорогой, а расход клея на укладку паркета – около 0,8 кг на метр квадратный (если укладка производится на водонепроницаемую фанеру), при укладке на бетонное покрытие расход клея приблизительно в два раза больше. Строительные нормы предполагают расход клея до 2 кг на 1 м2. После укладки паркет покрывается лаком, который защищает его от стирания и воздействий внешней среды. Расход лака обычно колеблется – около 1 кг лака на 10 – 15 квадратных метров пола.

Инвестору также следует помнить, что качество изготавливаемого паркета контролируется ДСТУ 3819-98 (в Украине) и ГОСТ 862.1-85 (в РФ). Стандартом регулируется ширина, допуски, кривизна поверхности, чистота обработки, допустимые дефекты и т.п. Максимальная длина для штучного паркета согласно ГОСТУ – 5 см.

Иностранные нормативы ISO 9001 и DIN – намного строже, чем украинские и российские. Они более придирчиво относятся к обработке паркета. В некоторых европейских странах есть ограничения на максимальную длину паркетной планки. Но обычно сложностей при экспорте европаркета не возникает. Если инвестор нацелен на зарубежный рынок сбыта, ему надо доводить качество продукции до стандартов ISO, но придется обойтись без иностранной сертификации – ее стоимость десятки тысяч долларов.

Однако есть мнение опытных производителей паркета, что при удачном выборе рынка сбыта за рубежом, деньги, потраченные на евросертификацию, могут окупиться уже через год.

Кроме стандарта качества, сама древесина должна иметь заключение МОЗ и сертификат о радиологическом контроле (сертификаты действительны и за рубежом). Соответственно, если есть такая документация на древесину, то она автоматически распространяется и на паркет. Отдельно лак и клей тоже должны иметь заключение о безопасности для здоровья. За рубежом такая документация оформляется отдельно.

Таким образом, инвестиции в производство паркета – это высокодоходный и быстроокупаемый бизнес, но при условии, что производство и каналы сбыта грамотно налажены. Инвестору, прежде чем начинать организацию производства, следует тщательно изучить рынок сбыта и возможные варианты уменьшения организационных затрат.