Инвестиции в производство керамики
Thursday, 05 September 2013 10:38


Сегодня на посудном рынке можно найти изделия из множества современных материалов, производители, следуя за модными тенденциями и покупательским спросом, постоянно расширяют ассортимент продукции, применяя новые технологии и сырье. Но, не смотря на эти все факторы, посуда из керамики остается лидером продаж и не теряет своей актуальности. Даже с учетом хрупкости и дороговизны керамической посуды, процент ее продаж все равно выше, чем даже, например, изделий из термостойкого стекла. Более того, за последние несколько лет у покупателей появился повышенный спрос на экологические товары, что стало дополнительным фактором популярности керамики, которая отличается высокими показателями теплопроводности и экологичностью.

Сразу надо отметить, что конкуренция среди производителей посуда довольно высокая, более того, рынок производства посуды очень сложно просчитать, так как он исследуется в общем сегменте товаров для дома. Несмотря на то, что российские производители изготавливают посуду из множества других материалов – стекла, металла, пластика и т.д., фарфоровая и керамическая посуда в общем количестве  занимает до 70% всего посудного производства. И это вполне понятно, так как и спрос на нее в несколько раз выше, чем на изделия из других материалов. Таким образом, инвестиции в производство керамики могут себя оправдать даже при нынешнем уровне конкуренции среди производителей посуды, главное, тщательно исследовать этот сегмент рынка и попытаться найти наиболее свободную нишу или же организовать узкоспециализированное производство.

Виды керамической продукции

Керамика классифицируется по разным показателям, в первую очередь она подразделяется в зависимости от ее назначения. Например, есть промышленная, техническая, строительная керамика или же декоративная и бытовая. Техническая керамика – это кирпич, различная плитка, черепица, а ко второму типу относится керамическая посуда и различные декоративные изделия вроде скульптур, шкатулок, ваз и т.д.

Керамика относится к разряду силикатной продукции и производится из глинистого сырья, которые потом обжигается для прочности. Сырой глинистый материал очень пластичный и позволяет придать ему любую форму. Температура обжига тоже может быть разной – это зависит в первую очередь от состава материала: керамика бывает пористой и сплошной. Некоторые изделия перед обжигом покрываются слоем специальной глазури, которая не допускает впитывание глиной влаги и пыли.

Кроме того, гончарные товары изготавливают и из обычных окрашенных глин, которые тоже могут быть глазурованными и неглазурованными.

Товары из фаянса и фарфора отличаются между собой структурой: фарфор более плотный, у него как бы спекшаяся структура, а фаянс – пористый. Изделия из белой глины с рельефами, покрытые глазурью называются майоликой. Также керамика бывает тонкой и грубой. Тонкая керамика – это изделия из майолики, фаянса и фарфора, а грубая – гончарные изделия.

Специфика организации производства керамики

Учитывая уровень конкуренции в этой сфере, организовывать собственное крупное производство не имеет смысла – оно не будет рентабельным. Гораздо выгодней ориентироваться на региональный рынок или узкую специализацию. Для небольшого завода нет необходимости арендовать большие производственные площади и закупать дорогостоящее оборудование. Главное, чтобы цеха были за пределами города, и в них были проведены вода, электричество и отопление. Также обязательным является наличие помещений под склад, душевые кабины и санузел.

Список необходимого оборудования для производства керамики включает в себя станок для прокатки, специальные муфельные печи, аппарат-мельница для приготовления глазури. Для небольшого цеха надо будет нанять около 4 рабочих на смену, а из административного персонала обязательно надо будет нанять бухгалтера, обязанности менеджера по сбыту и закупкам сырья можно на начальном этапе выполнять самому владельцу.

Выбор ассортимента продукции

На начальном этапе организации производства предпочтение лучше отдать товару, который пользуется наиболее высоким спросом: супницы, чашки, горшки, керамические кастрюли, кофейные и чайные сервизы и т.п. Ассортимент продукции на старте не должен быть очень большим – не более 30 наименований. В таком случае товар не будет сильно залеживаться на складе. Постоянно надо следить за обновлением ассортимента, убирать устаревшие и не пользующиеся спросом изделия и заменять их на новые, наиболее популярные. Ассортимент должен четко корректироваться в зависимости от покупательского спроса и желаний клиента.

Спрос на керамику практически не подвержен сезонности, хотя она и слегка оказывает на него влияние. Например, спрос на посуду повышается перед праздниками, например, на Новый год или Восьмое марта. В жаркие месяцы обычно спрос меньше, так как из-за высокой температуры люди намного меньше готовят. На само производство может повлиять излишне влажная погода. Так как глина отличается очень высокой впитываемостью влаги, это приводит к большому количеству браков. То есть объем производства будет снижаться в дождливые месяцы осенью и весной.

Таким образом, инвестиции в производство керамики нужны около 4 миллионов рублей. Рентабельность небольшого керамического завода составляет обычно до 30%, а окупается такой проект около трех лет. Как вариант – можно купить уже готовое производство, которые успело занять свое место на рынке. В таком случае понадобятся вложения около 7 миллионов рублей с учетом стоимости аренды цехов.