Работа с дебиторской задолженностью |
Friday, 05 July 2013 19:55 |
Дебиторская задолженность – это обязательный элемент хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Основные проблемы в работе с дебиторской задолженностью - Отсутствие системы предоставления коммерческих кредитов. Ценность конкретного клиента для предприятия не влияет на условия выдачи товарного кредита. - Не подвергается оценке кредитоспособность клиентов компании. - Отсутствие достоверных данных финансовой отчетности о состоянии дебиторской задолженности, позволяющих оперативно отслеживать сроки погашения и сумму просроченной задолженности в разрезе каждого клиента. - Отсутствие анализа оборачиваемости задолженности в разрезе каждого клиента. Размывание просроченного долга конкретного клиента в общем объеме задолженности, что искажает реальную ситуацию с дебиторской задолженностью в компании. - Отсутствие регламентов работы с просроченной задолженностью. - Отсутствие системы мотивации, стимулирующей контроль и возврат просрочки. Кредитная политика предприятия Данный документ компании регламентирует вопросы предоставления товарных кредитов клиентам, способствует эффективному взаимодействию специалистов предприятия с клиентами, регулирует вопросы управления задолженностью. Работа с дебиторской задолженностью должна строиться с учетом требований Кредитной политики. Основные критерии кредитной политики компании: - стандарты кредитоспособности клиентов, - категории клиентов, - сроки и объемы предоставления товарных кредитов, - взаимодействие специалистов и клиентов при просрочке платежей клиентами. В кредитной политике должны быть утверждены критерии определения сроков и размеров товарных кредитов, которые следует учитывать при кредитовании клиентов. Сроки и объемы кредитования должны определяться с учетом следующих факторов: - отраслевая принадлежность заемщика, - структура клиентской базы по категориям клиентов, - потребности клиентов, - анализ платежеспособности и финансового состояния клиентов, - практика кредитования в разрезе каждого клиента (кредитная история). Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности Кредитная политика компании должна строиться на принципах соблюдения клиентами сроков погашения долгов и возврата товарных кредитов. Способы минимизации рисков образования безнадежной задолженности по товарным кредитам: - оценка кредитоспособности клиентов, - предоставление товарных кредитов в соответствии со стандартами Кредитной политики компании, - автоматизация учета задолженности в разрезе клиентов, дат образования, сроков просрочки и сумм, - осуществление постоянного мониторинга над состоянием задолженности, - возврат просроченных долгов в соответствии с разработанными мероприятиями компании, - стимулирование персонала, занимающегося управлением задолженностью и другие. Меры по сбору просроченной задолженности Кредитная политика предприятия должна определять перечень всех возможных мер, которые специалисты могут использовать при сборе просроченной дебиторской задолженности. К ним можно отнести следующие действия: - приостановка отгрузок должнику, - уведомления клиента посредством телефонной связи, - оформление письменных претензий и уведомлений, - использование услуг коллекторов, - подача исков в судебные инстанции. Работа с дебиторской задолженностью должна быть направлена на минимизацию финансовых рисков предприятия, сокращение и предупреждение безнадежной задолженности, а также просрочки в расчетах даже при максимальных продажах. |