Бизнес-план ресторана
Monday, 01 July 2013 14:30

Если хочешь быть богатым – открой ресторанный бизнес. То, что этот бизнес дает хорошую прибыль – не надо сомневаться. Назовите мне хоть одного бедного ресторатора… Не можете? Да, и я не могу.

Ресторанный бизнес предполагает наличие у вас таких качеств, как: коммерческая жилка, умение торговаться, любовь к приготовлению различных блюд, рисковать и – планировать. Да, да. Последнее, скорее всего, должно даже быть первым.

Без наличия четкого бизнес-плана, вы рискуете «пойти по миру» уже через несколько дней после открытия вашего заведения. Нельзя все предусмотреть, но видеть дорогу, по которой идете – вы обязаны.

И так, вы созрели для реализации этой идеи. Начинаем просчитывать все свои будущие шаги.

1. Определяемся с классом заведения.

Первоначально, определяемся, какого класса будет ресторан. Выбор будет зависеть только от ваших возможностей (в основном – от финансовых).

Существуют три основных класса этих заведений – первый (фаст-фуды), высший (среднего класса) и люкс (элитные).

Справедливости ради, надо заметить, что существует много разновидностей, как мелких, так и крупных пищевых предприятий: кофейни, кафе-бары, бар-рестораны и другие. Все они отличаются друг от друга площадями, интерьером, разнообразием и качеством предлагаемых блюд и, наконец, уровнем обслуживания. Чем выше будет класс ресторана, тем большие вложения потребуются от вас. Но, при этом, отдача от такого заведения, обычно тоже на очень высоком уровне.

2. Местоположение.

Здесь принцип такой – не располагать «люксовые» рестораны в местах, где мала концентрация соответствующего платежеспособного контингента, точно так же, как и не размещать заведения низкого класса в элитных районах.

Для всех типов ресторанов будет выгодно расположение в больших жилых массивах, в бизнес-кварталах, на «красных линиях» (главные магистрали города), около рынков, вблизи супермаркетов, в районах вокзала (морского, речного, железнодорожного, авто), аэропорта и больших предприятий.

Обращайте внимание на наличие, в месте предполагаемого размещения, конкурирующих заведений.

Вы должны быть в курсе существующих рыночных цен (продажи или аренды) на предлагаемые площади в выбранном районе.

3. Выбор объекта недвижимости.

Варианта два – покупаете или берете в аренду. Первый, само собой, предпочтительнее. Во втором случае, вы являетесь заложником хозяина помещения, который может разорвать с вами отношения или установить непомерно высокую плату за аренду.

Площади должны быть достаточными, для того чтобы на них разместилось все, что предполагается вашим заведением.

Кроме всего прочего, наверняка достанется такое помещение, которое обязательно придется переоборудовать под ваш конкретный проект. А потому, без предварительных согласований с различными организациями здесь не обойтись.

4. Согласования.

Для большинства начинающих предпринимателей этот этап является хоть и наименее затратным, но и, как правило, наиболее неприятным. Масса согласующих организаций, бюрократические проволочки и большое количество потраченного бесценного времени. Без этого, к сожалению, не обойтись. А лучше немного переплатить и отдать всю эту бумажную работу опытному риэлтерскому агентству.

Если будете заниматься этими процедурами сами, то приготовьтесь к встрече со следующими инстанциями: налоговой, госрегистрацией, водоконалом, энергонадзором, горгазом, коммунальными службами, городской и районной администрацией, жилинспекцией, санэпидемстанцией, пожарной службой, архитектурой, экспертизой и прочим.

Не исключен и такой вариант, что купив хороший с виду объект, на этапе согласования окажется, что там нельзя размещать заведение вашего типа. Поэтому, часть разрешений лучше уже иметь до приобретения помещения.

5. Кухня, оборудование и интерьер.

От будущего меню зависит, какое оборудование придется закупать, какого уровня квалификации должен быть будущий штат работников, и, даже, каких размеров будет ваш ресторан.

Одним из отработанных направлений считается специализация заведения на тематике блюд определенной кухни: русской, европейской, японской, охотничьей, морской, домашней и многих других. При этом надо, опять же, учитывать будущий состав ваших клиентов.

Современные тенденции ресторанного бизнеса предполагает смешанную кухню (типа – фьюжн). Этот стиль допускает сочетание различных направлений. Шеф-повар высокого класса может экспериментальным путем производить блюда, которые впоследствии могут оказаться главной фишкой вашего ресторана.

Оснащение для кухни будет зависеть от статуса вашего заведения. Наиболее престижным, а соответственно и более дорогим, считается немецкое и итальянское оборудование.

Рассчитываем количество посадочных мест, количество столов, стульев. Закупаем необходимую мебель, оснащение для кухни и главного зала. Оформляем интерьер.

6. Формируем штат.

Главные фигуры в ресторанном бизнесе – управляющий и шеф-повар. Этих работников, лучше всего уже найти на самых первых этапах создания ресторана. Если у них за плечами большой опыт работы – вам очень повезло. Они будут лучшими консультантами при переоборудовании помещения, подборе интерьера и оснащения, выборе будущего ассортимента блюд. Соответственно, их зарплата должна быть на должном высоком уровне.

Подбор официантов не менее ответственен. От качества их работы напрямую будет зависеть количество посетителей вашего ресторана.

Кроме этих работников не забываем про бухгалтера, грузчиков, снабженцев, экспедиторов, техничек и пр.

7. Рассчитываем расходы.

Понятно, что в каждом конкретном случае расходы могут быть самой разной величины.

Эти расчеты на этапе планирования должны быть обязательными. Зная будущие затраты будет понятным – надо залезать в долги или можно обойтись собственными денежными накоплениями.

8. Рассчитываем доходы.

Цель каждого ресторана (кроме качественного обслуживания) – получение максимальной прибыли.

Накрутка на продукты, входящие в состав блюд, достигает 300%. Ресторан среднего уровня окупается за 1,5 или 2 года. Ежегодный доход, в зависимости от класса и условий работы, может колебаться от 2 млн. руб. (для маленького заведения) до 100 млн. руб. и выше (для элитных ресторанов).

Так что, если есть желание и хорошее финансовое подспорье – вперед будущие рестораторы!