Инвестиции в вендинг: преимущества и недостатки
Tuesday, 27 August 2013 16:53


Торговля посредством автоматов или вендинг – это относительно новый вид предпринимательской деятельности, как для Украины, так и для России. Причем, учитывая низкий уровень конкуренции в этом сегменте торгового бизнеса, у желающих сделать инвестиции в вендинг, есть отличная перспектива заработать на продаже различных товаров, при этом, не тратясь на персонал и аренду отдельного помещения.

Несмотря на то, что вендинг явление в отечественной розничной торговле относительно новое, многие уже привыкли к наличию торговых автоматов в офисах, переходах метро и прочих людных местах. Правда, сказать, что покупки через автомат стали массовыми пока что сложно. Хотя, в сущности, это очень удобный вид покупок, в котором нет ничего особенного или специфического. На Западе и в Европе, вендинг уже давно стал весьма распространенным и популярным явлением в торговле. И многие владельцы сети торговых автоматов уже оценили удобство и высокую доходность этого бизнеса.

Что продавать?

Фактически через посредство торгового автомата можно продавать огромный спектр продукции. Главное требование к вендинговому автомату – это его соответствие его требований к размеру упаковки товара, который он выдает.

Однако если брать тенденции украинского рынка вендинга, надо учитывать, что не ко всем торговым автоматам потребитель относится одинаково. Если, например, кофейными автоматами, которые продают чашку кофе за три гривны, украинские покупатели пользуются очень охотно, то автоматами по продаже карточек пополнения мобильной связи от 30 до 100 грн. пользуются уже намного реже. Однако и тут есть свои нюансы, продажа карточек пополнения счета мобильной связи стремительно растет в вечернее и ночное время, а продажа кофе наиболее высокая с утра.

Наиболее выгодными и востребованными являются вендинговые автоматы, которые продают различные напитки, продукцию в упаковке (соки, чипсы и т.п.), мороженое, попкорн, шоколад, а также непродовольственные товары – полотенца, зубные щетки, батарейки, карты пополнения счета мобильной связи, презервативы, газеты и т.п. Причем, спектр товаров и услуг, которые можно приобрести через автоматы постоянно расширяется: сейчас уже есть автоматы, которые чистят обувь и даже жарят яичницу.

Какой автомат выбрать для торговли?

Разница между автоматами заключается в основном по технической оснащенности и их габаритам. Наиболее распространенные модели – это механические автоматы, средние по размерам. Принцип действия предельно простой – закидываются монеты или купюры, и поворотом рычага покупатель получает нужный товар. Такие автоматы обычно используют для торговли игрушками, конфетами и жевательными резинками.

Стоимость механического автомата варьируется от 200 до 400 долларов, причем уровень цены зависит не от механизма, а от его внешнего вида, чем он ярче и красочней, то выше цена. Основные потребители таких автоматов – дети, поэтому их устанавливают в кино, цирках и местах массовых прогулок детей. Окупаемость вендинговой машины очень высокая – до четырех месяцев.

Второй тип вендинговых автоматов – электронные машины. Их цена значительно выше и начинается от трех тысяч долларов, но зато и возможностей у них намного больше. Самая высокая популярность у кофейных автоматов, после них идут автоматы с напитками в бутылках и банках, третье место по популярности занимают так называемые автоматы с закусками – чипсами, попкорном и т.п.

По оценкам специалистов, оптимальный старт – пять автоматов. При этом часть их можно купить в кредит. Также предпринимателю, который хочет сделать инвестиции в вендинг, надо знать, что для установки автоматов необходимы различные разрешения. Лучше всего их получить заранее.

Выбор места установки

Пожалуй, этот аспект является ключевым в успехе вендингового бизнеса. В основном автоматы устанавливаются в местах массового движения ил  скопления людей – вокзалах, аэропортах, крупных торговых центрах, больших бизнес-центрах и т.д.

Выбор направления торговли зависит от пожеланий инвестора, каждое направление имеет свои преимущества и свой срок окупаемости. Например, продуктовые автоматы приносят более высокую прибыль и скорее окупаются, но требуют большего внимания к их сервису. Автоматы, продающие припейд-карточки, окупаются дольше, но имеют больший эксплуатационный срок и требуют меньшего сервисного вмешательства.

Таким образом, сегодня, когда бабушки с термосами и семечками отходят в прошлое, инвестиции в вендинг стают все более актуальными. Преимущества такого бизнеса очевидны: умеренные затраты, подъемные суммы вложения и правильная организация – все это может стать прибыльным бизнесом с отличной перспективой на будущее.