Творческий подход в рекламных стратегиях
Monday, 08 July 2013 11:39


Как известно, что все гениальное – просто. Это справедливо и в отношении рекламы. Поэтому прежде, чем делать рекламу, надо четко определить, что именно будет сообщаться потребителю о товаре или компании. Ведь, в сущности, рассказать о товаре или компании можно очень многое: информацию о производителе, как товар можно применить, какие выгоды получит покупатель от его приобретения, какие эмоции он может вызвать и т.д. В результате описание продукции может получиться громоздким и скучным, а многословность и сложность – враг любой рекламы – она будет утомительной, и, как следствие, провальной и не эффективной. Именно поэтому очень важно тщательно продумать на каких свойствах и характеристиках товара расставить акценты в рекламе, какие из них будут наиболее предпочтительны и убедительны для потенциального покупателя. Часто в случае, когда компания затрудняется четко определить ключевые свойства товара на помощь приходит творческий подход в рекламных стратегиях.

Типы рекламных стратегий

Рекламные стратегии принято разделять на две большие группы: рационалистические и творческие. В рекламе рационалистического типа обычно акцентируются материальные характеристики товара, демонстрируются конкретные примеры и приводятся факты. Такая стратегия наиболее эффективна для тех товаров, которые выделяются среди конкурирующей продукции именно практичными свойствами. А если товар близкий по характеристике к конкурирующей продукции, то такая стратегия будет неубедительной и мало эффективной. Иногда рационалистические стратегии используются для товаров, приобретение которых предполагает принятие ответственного решения, например, сложной бытовой техники.

В случае если продукция имеет фактически те же характеристики, что и конкурирующий товар, и выделить явные преимущества сложно, в рекламе используется творческий подход, так называемые эмоциональные стратегии. В таком случае и покупатель чаще всего руководствуется эмоциональным впечатлением о товаре, когда совершает покупку, и поэтому в рекламе делается акцент на психологическую сторону покупки. В определенных категориях товаров, например, косметика, парфюмерия, белье, драгоценности и бижутерия, покупатель ориентируется не на материальные, а скорее, воображаемые свойства товара, поэтому покупка в результате происходит спонтанно. В таких случаях, создавая рекламную кампанию, отдают предпочтение творческому подходу. В творческой рекламной стратегии очень важно учитывать психологические мотивы поведения покупателя. Однако не стоит забывать, что даже в категории спонтанных покупок, потребитель может ориентироваться и на материальные свойства товара, поэтому в некоторых случаях наиболее эффективны будут комбинированные варианты творческой и рационалистической стратегии.

Особенности реализации творческой стратегии в рекламе

Для рекламы, которая в первую очередь воздействует на эмотивную сторону человека, очень важны знаки, символы, визуализированные образы. Текст в такой рекламе – это лишь только дополнение к художественному образу.

Творческие стратегии в рекламе подразделяются на три вида: «имидж брэнда», резонанс и аффективный тип стратегии.

Первый вид стратегии рассчитан на воздействие людей одного психотипа. То есть продукция это как бы символ конкретного психотипа человека. Например, при рекламе парфюмерии, разные запахи духов можно ориентировать на деловых женщин, романтических натур, женщин-вамп.  В этом виде стратегии при позиционировании товара за ним закрепляется определенная манера поведения, стиль одежды и т.п. Реклама, обращаясь к некой целевой аудитории, должна учитывать, какой она хочет видеть сама себя, в рекламе создается цельный художественный образ, который будет близок данной аудитории.

Стратегия, которая называется «резонанс», направлена на то, чтобы человек приобрел товар ради какого-либо нематериального свойства. Идет обращение не просто к потребителю, а к его мировоззрению, к системе его морально-психологических ценностей. К этой категории относится реклама, где акцент делается на образ счастливой семьи, успех в бизнесе, романтические отношения и т.п. Также образ товара в этой стратегии может быть отнесен к общепринятым и близким праздникам: дню рождения, юбилеями, свадьбами. Таким образом, товар наделяется как бы универсальными эмоциональными свойствами понятными и близкими большинству людей.

Аффективный тип стратегии в большинстве случаев приносит в рекламу развлекательные черты. Задача такой рекламы вызывать яркие чувства, положительные эмоции, которые потом проецируются на товар, вызывая приятные эмоциональные ощущения от его использования. Такая реклама не ставит перед собой задачу придать продукции какую-либо психологическую ценность, как правило, такая реклама обращается к юмору потребителя, вызывает приятные эмоции. Главное в такой рекламе, чтобы увлекательный и смешной сюжет не заслонил собою рекламируемую торговую марку. Эмоции, которые вызывает рекламный ролик, должны быть четко привязаны к товару, который предлагается. Так же реклама должна воздействовать на универсальные эмоции, которые будут понятны любому человеку, в такой рекламе не должны присутствовать шутки, которые могут оскорбить определенную категорию людей.

Таким образом, как рационалистический, так эмоциональный подход имеют свои преимущества и недостатки, но в любом из них важен творческий подход в рекламных стратегиях. Главное преимущество эмоциональной рекламной стратегии в том, что она воздействует на чувства человека, придает товару психологическую ценность и делает товар узнаваемым среди других подобных марок. Такая реклама воздействует на подсознание покупателя, мотивирует купить товар через посредство даже скрытых чувств.