Эпатаж в рекламе: оправдан ли риск?
Wednesday, 10 July 2013 10:24


Искусство выделится среди других себе подобных – это высший пилотаж рекламистов и маркетологов, и поэтому некоторые специалисты идут по принципу «все средства хороши».  В свое время отечественный рекламный бизнес просто накрыла волна скандальной рекламы, и, несмотря на то, что в России использование нецензурных или оскорбительных выражений в рекламном бизнесе незаконно, многие креативные рекламщики творчески обходят нормы, взрывая публику своими творениями. Но, сразу надо отметить, что эпатаж в рекламе хорош, если только она создается действительно талантливыми специалистами, в противном же случае эффект от такой рекламы может быть обратным.

На сегодняшний день эпатаж в рекламе, явление которым трудно кого-либо удивить, но, тем не менее, реклама это не только искусство, но и инструмент маркетинга, поэтому выход скандальных реклам никогда не остается без внимания, как рядовых покупателей, так и различных государственных органов. Если рассматривать рекламу, не с точки зрения этики и нравственности, а как коммерческий инструмент, стоит задуматься, а так ли необходим эпатаж в рекламе: оправдан ли риск?

Как эпатаж в рекламе уместен?

Реклама, в которой присутствует эпатаж, будет эффективной, если соблюдать три основных правила. В первую очередь сама идея должна быть высококлассной, второе условие – стопроцентное понимание целевой аудитории, и третье – полное ассоциация продукта, который рекламируется, с применяемым в рекламе методом. Например, если рекламируется мужское или женское нижнее белье, то изображение обнаженного тела в пределах, допущенных нормами закона, будет понятно и уместно, но, например, при рекламе вина, изображается голый мужчина, который прикрывается бутылкой вина со слоганом «попробуй мое вино» – это уже пошлость и безвкусица. Настоящий креативный эпатаж всегда неотделим от чувства меры, более того, посредством эпатажа передается понимание идеи, которая заложена в рекламе.

Получается, что эпатаж в рекламе будет уместен в трех ситуациях. Первый вариант, когда связь брэнда и потребительской аудитории изначально построена на эпатажном поведении. Также эпатаж будет уместен в продвижении недорогой продукции, так как он плохо сочетается с серьезными дорогими покупками. И третий случай, когда компания хочет очень громко заявить о себе, а другие способы представляются не эффективными. Также аналогичный подход может быть удачным при перепозиционировании компании на рынке.

Стоит ли рисковать?

Применение эпатажа в рекламе – это всегда риск для владельца компании. В первую очередь, эпатажная реклама может показаться нарушением закона организациям, которые занимаются контролем морали и этики. В таком случае реклама будет просто запрещена к показу, что повлечет за собой убытки для компании. Вторая опасность таится в непрофессиональном использовании элементов эпатажа, которое может привести к нарушению целостности брэнда.

Неоднозначно относятся к эпатажной рекламе не только потребители, но и сами маркетологи и рекламщики. Применение эпатажа в рекламе – это способ максимально акцентировать внимание потребителя на продукте или компании, грамотный эпатаж раскрывает пути быстрого решения стратегических задач продвижения. Ведь любой потребитель хочет, чтобы он как можно больше покупал, но в то же время ему как можно меньше что-то навязывали, рассказывали и предлагали. Поэтому, основная цель – правильно преподнести то, что хочет видеть потребитель. В данном случае эпатаж – это только форма, а содержание может быть, как хорошим, так и плохим.

Если вкратце высказать все «за» и «против» эпатажа в рекламе, то это будет выглядеть следующим образом. Первое преимущество – это экономия средств за счет вызванного ажиотажа и любопытства, которое, как известно, прекрасный заменитель платных мероприятий. Второе – это, когда потребитель получает  удовольствие от игры, предложенной компанией. Третье преимущество – это эмоциональный всплеск потребительской аудитории, который в итоге акцентирует внимание на рекламируемом продукте и в разы повысит его запоминаемость.

Что касается рисков, которые таит в себе эпатаж, то в первую очередь надо помнить, что эпатажная реклама, это всегда хождение по краю. Надо четко ощущать границу между пошлостью и эпатажем. Пошлость – всегда враг репутации компании. Во-вторых, легко можно потерять какую-либо часть аудитории, если в самом начале она не была объективно оценена. И в третьих, эпатажная реклама всегда рискует оказаться вне закона и быть запрещенной к показу, что в итоге обернется для владельца бизнеса убытком.

Как найти оптимальный вариант?

Конечно, сегодня рынок требует от маркетологов творческих и неожиданных действий. Слишком высокоморальная реклама будет скучна современному потребителю. Нынешние покупатели слишком избалованы и пресыщены, и рекламист должен проявить немало креативности, чтобы привлечь его внимание.

Традиционный подход к рекламе становится все менее эффективным, поэтому высокая нравственность или эпатаж для нее не самоцель, главное, здесь – это золотая середина. Увидев скандальную эпатажную рекламу, покупатель должен запомнить продукт, а не сюжет ролика. Более того, учитывая современный спрос на рекламную продукцию, эпатажные тенденции будут в моде, и популярность эпатажа в рекламе будет расти.

Таким образом, для тех компаний, которые выбирают эпатаж в рекламе стоит задать себе вопрос: оправдан ли риск? Кроме того, компания должна очень четко представлять конечный результат и реакцию потребителей, а также осознавать, что имидж провокатора изменить очень сложно.