Можно продавать то, что достается почти бесплатно
Monday, 15 July 2013 15:51

Например, землю и то, что в ее недрах, а также воду, воздух, животных, рыбу и дичь, отходы жизнедеятельности и производства. Информацию в некоторых случаях. Энтузиазм других людей (например, на спортивных соревнованиях).

И хотя природные ископаемые достаются, в принципе, не бесплатно, однако по своей стоимости они позволяют получать зачастую очень большие доходы.

Так, в списке «золотой сотни» богатейших бизнесменов России из 100 бизнесменов 77 «сделали» свои миллионы и даже миллиарды долларов  в той или иной мере на природных ресурсах, которыми так богата наша страна. Из них: 35 связаны с нефтяным бизнесом, 11 — с черной металлургией, 7 — с цветной металлургией, 7 — с газовой промышленностью и 4 — с лесной промышленностью. В частности, ЮКОС — самое большое «гнездо» миллионеров в России, эта компания дала 11 имен в списке Forbes.

Давно не секрет, что главным источником сверхдоходов олигархов является присвоение природной ренты, формально являющейся национальным достоянием.

А разницу в психологии отношения к делу хорошо демонстрирует морская байка, которая, говорят, взята из жизни. Как-то раз встретились в море две рыбацкие шхуны (японская и советская — дело было во время существования Советского Союза), у которых не удался лов. Японцы поинтересовались, что будут делать наши. «Будем проводить партийное собрание», — отвечают наши. «А мы пойдем дальше искать рыбу», — говорят японцы.

Что это не просто слова, подтверждает следующий реальный пример. Однажды японские рыбаки безуспешно промышляли в морских просторах вблизи Антарктиды. Но не идти же домой пустыми. Раз нет рыбы, надо что-нибудь придумать. И ведь придумали. Подошли к айсбергу, напилили аж 70 тонн чистейшего льда, расфасовали его по пакетам и уложили в рефрижераторные трюмы. Возвратившись в порт, они продали лед владельцам кафе, снабдив пакеты наклейками «Лед с Южного полюса». За такой «доисторический» продукт они получили в пять раз больше, чем стоит обычный пищевой лед.

И еще один любопытный пример. Опять же в советское время японцы закупали у нас бой стекла (бутылок у нас тогда еще избытка не было, а вот битого стекла предостаточно). Но японцы при этом поставили одно условие. Чтобы деревянная тара, в которой будет доставляться бой, была хорошо остругана и без сучков. Наши согласились и вскоре стали отгружать. Через некоторое время наш представитель увидел, что возле японского порта растут горы из этого битого стекла. Сообщил об этом на родину. Наши удивились: зачем же тогда японцы его покупают, если не используют? А оказывается, на самом деле японцам нужна была древесина! И в виде тары они получали ее практически бесплатно. А потом они и бой стекла этот использовали. Начали делать новый причал, и там его применили в качестве строительного материала.