Медовый бизнес, или какие перспективы у пчеловодства как бизнеса
Thursday, 27 June 2013 13:20


Известна истина, что большинство людей сегодня предпочитают покупать мед через знакомых, на городских продуктовых рынках и уже в последнюю очередь – в супермаркете. Дело в том, что большие сети могут сотрудничать с частными пасеками в том случае, если объемы продукции составляют не менее 400-500 литр/сезон. А у пчеловодов зачастую этот показатель составляет не более 200 литров/сезон. Потому частнику приходится реализовать продукцию лично, стоя на рынке.

Еще одна причина того, что пчеловоду не выгодно сдавать весь полученный за сезон мед одной партией заготовителям, так это очень низкая закупочная цена. Если же заняться реализацией самому, то выручка за один килограмм возрастает почти в два раза.

Советы новичкам пчеловодства как бизнеса

Исходя из оценок экспертов, реализацией меда собственного производства небольшим хозяйствам заниматься можно, если общее количество пчелосемей более 100. Для более крупных производителей меда эта цифра должна составлять не менее 1000. А вот чтобы медовый бизнес стал максимально эффективным, стоит обзавестись личным пчелиным хозяйством и в додачу заняться закупкой меда частных пчеловодов. При работе по такой схеме возникает возможность максимально снизить себестоимость конечной фасованной продукции.

Все пчеловоды, которые реализуют мед лично, получают более 80% своих доходов от предпринимательской деятельности. Но кроме меда другими продуктами, полученными от пчеловодства, являются пыльца, воск, маточное молоко и прополис. Но большинство производителей на них ставку не делают, поскольку мед можно экспортировать, а другие продукты приходится сбывать на внутреннем рынке.

Эксперты медового бизнеса советуют начинающим предпринимателям в этой отрасли не начинать дело с создания собственной пасеки, поскольку такой ход будет нецелесообразным. Проще будет занять позицию администратора и приложить усилия для объединения вокруг себя частных пчеловодов. В этом бизнесе вам предстоит думать о реализации меда и других субпродуктов по наиболее высоким ценам, а пасечники несут ответственность за производство качественной продукции.

Медовый бизнес: производство и финансы

Если вы решились мед просто перепродавать в виде сырья, то оборот продукции в месяц должен составлять более 10 тонн, потому что объемы таких размеров гарантируют рентабельность в размере около 15-20%.

В случае, если решите заняться фасовкой меда, придется подумать о приобретении специального оборудования: смесителя для купажирования меда (стоимость от 500 дол. США), термических камер для «роспуска» меда (стоимость одной штуки составляет от 1300 дол. США), мелкого ручного инструмента и тары (около 2000 – 3000 дол. США).

Но, как и ожидалось, самые большее расходы возникают при закупке сырья, которые в среднем составляют 60-70% от общих капиталовложений.

Персонал и перспектива развития

Насчет персонала на пчелоферму, для маленького предприятию большого количества сотрудников не понадобится. Практически все функции может выполнять один человек. Только во время медосбора придется нанять дополнительно двух-трех рабочих.

Как на внутреннем, так и внешнем рынках спрос на качественный мед неуклонно растет. Растет также закупочная цена, которая всего за два последних года возросла почти в два раза и составляет на сегодня, в зависимости от вида, от 6 до10 дол. США/кг.

Сегодня основной товарооборот обеспечивается пасечниками-любителями, но в это же время мы видим, что в других странах основу формируют профессионалы. До уровня и практики зарубежных стран нам осталось немного. А пока, и для мелких производителей, и для крупных поставщиков меда перспективы развития самые радужные