Продажа своего бизнеса
Tuesday, 02 July 2013 18:56


Успехом удачной сделки при продаже бизнеса  во многом является правильно составленный договор. Не стоит полагаться на юристов покупателя, которые защищают интересы своего клиента. Самые неожиданные неприятности могут подстерегать продавца в пунктах договора, затрагивающих ответственность сторон и гарантийные обязательства.

Продажа своего бизнеса, как правило, начинается с переговоров, на которые следует идти с подготовленным проектом договора.

Характерные ошибки продавцов

-          Условия о рассрочке платежей покупателя по договору. Зачастую стороны договариваются о расчете по договору частями. При этом, продавцу предлагается выдать гарантию возврата полученных средств по сделке в случае предъявления новому владельцу бизнеса требований третьих лиц в пределах исковой давности.  Продавцу не целесообразно соглашаться с таким предложением покупателя, мотивируя свою позицию тем, что  в будущем он не сможет  влиять на подбор команды, которая должна действовать в интересах компании в случае предъявления каких-то требований. Аналогичный аргумент можно выставлять в случае привязки момента очередного платежа к наступлению определенного события. Например, при наступлении отрицательных показателей работы компании. Ведь результат работы компании зависит от успешной работы сотрудников. Включая в договор, обязательство о расчетах с рассрочкой платежей при наступлении оговоренных событий, следует проанализировать, не смещен ли баланс интересов в пользу одного покупателя. Компромиссным вариантом решения разногласий при переговорах может быть включение в договор обязательств покупателя сохранить действующий состав команды компании на оговоренный срок переходного периода. Учитывая реалии российской экономики, не стоит давать рассрочку платежа на срок исковой давности (3 года).

-          Письменные заверения о ведении честного бизнеса на момент его продажи. Нельзя соглашаться на данную гарантию, так как это фактически  означает, что продавец добровольно отказывается от средств, полученных за проданный бизнес. Ведь в российском правовом пространстве часто случается так, что законное вчера становится незаконным сегодня. Продажа своего бизнеса должна быть защищена от налоговых последствий его ведения.

-          Гарантии об учете всех обязательств. Эта гарантия вполне оправдана для покупателя, но идти на нее следует, если продавец уверен и знает, что полномочные лица его компании завершили все сделки с учетом гарантийных сроков по ранее заключенным договорам. Имеются случаи, когда владельцу нового бизнеса предъявляются векселя или договоры, оформленные  сотрудником компании, ранее уволенным продавцом по различным негативным основаниям, по его же предложению.

-          Гарантия об отсутствии налоговой задолженности. Давать эту гарантию можно при условии включения в договор права участия в отстаивании интересов компании по сделкам, заключенным до продажи бизнеса, юристов продавца, заинтересованных в результатах налоговой проверки.

-          Гарантия об отсутствии нарушений трудового законодательства. Неразумно давать данную гарантию, если компания имеет большой штат сотрудников, так как продавцу неизвестно, имеются ли на момент продажи бизнеса поданные и нерассмотренные исковые заявления сотрудников или жалобы. Компромиссным предложением является составление списка сотрудников, за соблюдение трудовых прав которых продавец может поручиться.

-          Гарантия сохранения законной силы обязательств продаваемой компании. Может оказаться так, что контрагент по сделке, заключенной до даты продажи бизнеса, расторгнет или не исполнит договор по причинам, известным только контрагенту, зачастую недобросовестному. Продажа своего бизнеса может быть защищена составлением списка сделок и контрагентов, за которых продавец поручается.

-          Гарантия отсутствия судебных исков. От такой гарантии желательно уклониться, так как продавцу на дату заключения сделки о продаже бизнеса может быть неизвестно о поданных исках. Также нет гарантии, что такие иски не возникнут в последующем. Интересы продавца можно защитить указанием в гарантии стоимостных параметров исковых требований и установлением временных рамок возникновения судебных споров.