Почему обучение персонала иногда не приносит результатов?
Monday, 26 August 2013 18:01

Почему обучение персонала иногда не приносит результатов?

Как часто, решая добиться продуктивной работы, приносящей большую прибыль, руководители стремятся использовать как можно больше популярных и современных методик и тренингов для персонала, приглашают именитых бизнес-тренеров, занимают нерабочее время сотрудников…

Потом приходит время разочарования: почему же нет результата? Работники не ценят мои усилия… Они просто ленивы, уволить всех… Это, наверное, тренинг попался неудачный или психолог неквалифицированный, надо другое еще попробовать…

Как правило, все эти размышления ошибочны. Ни подготовка конкретных специалистов, например, по продажам или управленцев, ни тимбилдинг не являются сами по себе неэффективными или непроработанными. Есть масса примеров, когда примененные к месту и вовремя, они приносили фантастические результаты в виде солидного повышения продаж, улучшения микроклимата в коллективе, формирования навыков групповой работы, всегда подтверждающей простую истину: «Одна голова хорошо, а две — лучше».

Действительно, сам по себе тимбилдинг не может нанести вред, так как построен на неформальном общении, формировании доверия и навыков взаимодействия между людьми и проходит часто в форме игры, отдыха, не затрагивая рабочих тем и проблем.

Причина неэффективных усилий кроется, как считают специалисты, в отсутствии или недостаточно тщательной первоначальной оценке существующей ситуации в компании, а также отдельных сотрудников. Замечено, например, что на некоторых работников тимбилдинг не действует совсем или даже действует отрицательно. Это, как правило, люди творческих профессий: дизайнеры, программисты и др. Часто они вообще избегают общения, и на продуктивности работы это никак не сказывается. Следовательно, затевая очередные мероприятия для улучшения микроклимата и работы в коллективе, стоит определить круг участников.

Многие директора и менеджеры стремятся «обеспечить стопроцентную явку» на обучающие семинары за счет определения (явного или подразумеваемого) «карательных» мер для неявившихся. Такой подход может отбить желание участвовать даже у тех, кто был не против развивающих тренингов.

Наконец, и это самое главное, любые программы и тренинги должна предварять оценка квалификации и личностных особенностей сотрудников. Именно здесь выявятся и те, кому тренинг будет не нужен, и верное, а не предполагаемое направление работы тренера-психолога. Наиболее результативными здесь бывают диагностика и аттестация персонала, а также проведение проверки «тайный покупатель» или «тайный клиент». Такой взгляд со стороны квалифицированного специалиста позволяет оценить и умение общаться, и уровень знаний, и даже желание и интерес к работе.

Результатом становится определение перечня именно тех мероприятий, которые принесут результат. Важность такой диагностики можно сравнить, пожалуй, с верно поставленным диагнозом у больного, ведь именно при таком условии возможно выздоровление.